Все начинается с детства,
потому что душа ребенка
распахнута навстречу добру и любви,
и так важно посеять в ней
имена любви к ближнем, великодушия,
милосердия. С.В. Михалков
Человек – самое разумное
существо на земле, и только его наделили такими качествами, как любовь,
сострадание. Человек пришёл на эту землю, чтобы творить добро, заботиться о
братьях своих меньших, об обиженных и обездоленных. Ему свойственно раздавать
тепло души своей, частичку своего сердца, быть милосердным.
Дети рано начинают
чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко
реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения. Очень
важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и
умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» –
животным.
Что такое милосердие?
Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым
всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть,
помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Поступки детей не всегда
бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно
вкладывать в детские головки, что
смеяться над чужой бедой некрасиво.
Чтобы воспитать в детях
доброту, важно научить понимать других людей.
С младшего дошкольного
возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями.
Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком
мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой – эта
первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в
этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с
удовольствием вживаются в их сюжеты.
В старшем же дошкольном
возрасте у детей уже есть определенное мнение о том, что такое доброта. Задавая
воспитанникам этот вопрос, я услышала очень много ответов, но многие
затруднялись, хотя и подбирали синонимы к этому слову: «хорошо», «красота»,
«внимание» и т. д.
А на вопрос: «Что значит
добрый человек? » - было названо огромное количество определений этого
словосочетания, в итоге же все дети пришли к выводу, что с таким человеком все
хотели бы общаться и дружить.
В воспитании
доброты огромная роль принадлежит семье. Ведь как говорят, человек начинается с
детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И
это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во
взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же.
Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло.
Люди
становятся злыми не потому, что жизнь к этому принуждает, а потому, что в них
«Доброта» не набрала силу с помощью воспитания. Добрый человек не может творить
зло, какая бы ни была вокруг него жизнь. Задача в том, чтобы каждый занялся
облагораживанием своего окружения, устремил безобразное к прекрасному.
Совершая
добро, не причиняя вред и боль другим людям, мы видим, как меняются отношения с
окружающими. Эти отношения становятся теплыми, светлыми, радостными. Еще в
раннем возрасте ребенок «копирует» все наши дела и поступки. Мы - пример для
подражания. Поэтому, нужно относиться к ребенку с теплом и заботой, дарить ему
минуты радости и счастья. Нужно приучать ребенка самого заботиться о других: о
бабушках и дедушках, о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о
растениях, которые ребенок может вырастить сам. Нужно научить его помогать и
защищать слабых, делиться чем-либо, учить слушать и понимать других. Быть
внимательным к людям, которые нас окружают - это и есть проявление доброты.
Показывая
ребенку, свое отношение ко всему живому, к природе, мы учим их осознавать, что
они тоже часть этой природы и ее надо беречь. Сами, тем не менее, не всегда
поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары,
гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут
относиться к природе? Беседуя с детьми на данную тему, нужно говорить им о том,
что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по-доброму, с пониманием,
то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим.
В одной из
древних книг сказано: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними».
Пусть эти
золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.
Самым важным моментом в
воспитании доброты у ребенка является личный пример самих родителей. Авторитет
родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах
воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше
поведение и ваше отношение к доброте. Отсюда следует, что очень многое зависит
от Вас, наши уважаемые помощники и партнеры в нелегком, но благородном деле
воспитания детских душ.
Ребенок впервые узнает
из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на
взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за
положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки
оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к
близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать
тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному,
ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для
маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в
состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов
сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности
и приобретать необходимые навыки.
Часто герои сказок,
рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а
потому мучаются, пока не искупят свою вину.
Очень поучительны
рассказы:
Н.Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик»,
«Огурцы».
В.Осеевой – «Просто старушка», «Отомстила», а что
стоит рассказ «Волшебное слово» про мальчика, который был грубый, невежливый и
неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному
«волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что
забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушку не нашел.
Стихи Е.Благининой «Посидим в тишине», «Трудный вечер» Н.Артюховой,
«Вовка – добрая душа» А.Барто, В.Маяковский «Что такое хорошо и
что такое плохо».
Рассказ Э.Цюрупы «Олешек», в котором говорится, как летчик
с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы неизвестный
друг, если попадет в буран, смог укрыться от непогоды.
Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик» учит детей заботе о людях, любви, состраданию и
заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки
по пустякам. И только когда у нее остается один последний лепесток, она
использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того,
что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает,
что сделав доброе дело, становится сама счастливее.
Формировать гуманные
представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно.
Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и
радости другого.
В чем же должна
проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе,
понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В
готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В
умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению
другого человека. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными,
добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к
добру и злу навсегда осталось в человеке.
И, в заключение, хочется
привести слова: «Добро, впитанное с молоком матери, продолжает жить до
старости».
1.
ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА!
2.
ПОМНИТЕ – ПРИРОДА НАШ ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГ.
ЧАЩЕ БЫВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ НА ПРИРОДЕ.
3.
ИМЕЙТЕ В СЕМЬЕ ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ.
ПОРУЧИТЕ РЕБЕНКУ ЗАБОТУ О НЕМ.
4.
УЧИТЕ ДЕТЕЙ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ЖИВОМУ ЗЛА,
ПОМОГАТЬ ВСЕМУ ЖИВОМУ.
5.
СОЗДАВАЙТЕ СИТУАЦИИ, ЗОВУЩИЕ К ДОБРУ И
СОСТРАДАНИЮ.
6.
ПООЩРЯЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА СОЧУВСТВИЕ И ОКАЗАННУЮ
ПОМОЩЬ ТЕМ, КТО В НЕЙ НУЖДАЕТСЯ.
7.
УЧИТЕ НЕ СЛОВАМИ, А ДЕЛОМ ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ
ПРИРОДЕ (ПОДКАРМЛИВАТЬ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ, ЗАЛЕЧИТЬ РАНУ НА СТВОЛЕ ДЕРЕВА).
8.
ПРИДУМЫВАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ СКАЗКИ И
РАССКАЗЫ О ДОБРОТЕ.
9.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ
ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА.
Комментариев нет:
Отправить комментарий